Главная » Статьи » Мои статьи

Интеграция естественонаучных курсов

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности, а также подразумевают высокий уровень знаний во многих областях науки. Задачи по формированию такой личности возлагаются, в том числе, и на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы думающей, мыслящей личности. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире.

Именно этому способствуют межпредметные взаимосвязи, которые учителя предметов естественнонаучного цикла стараются демонстрировать практически на каждом уроке, показывая общность многих дисциплин. Естественные науки, изучаемые в школе, дают свое видение мира, рассматривают определенный набор явлений, используют специфический научный язык. Межпредметные связи позволяли вычленить главные элементы содержания образования, расширяли область предметного знания, обеспечивали системное усвоение основ наук.

В настоящее время все большее значение имеет преподавание интегрированных естественнонаучных курсов на различных ступенях обучения. Оно определено как одно из перспективных направлений развития системы школьного естественнонаучного образования.

Интеграция – это взаимопроникновение учебных предметов, взаимовидение объекта в целом. Главной трудностью интеграции является установление сходных по предметам тем, и большая информационная ёмкость. Ведь учитель должен располагать учебным материалом, дающим возможность раскрыть перед учащимися взаимосвязь и взаимообусловленность химических, биологических и физических явлений, показать как универсальность законов физики для неживой и живой природы, так и специфичность их проявления в химических и биологических процессах, показать взаимное обогащение биологии, химии, географии физики методами исследования, идеями.

В своей практике я использую разные способы интегрирования учебного материала.

Одним из способов является проведение интегрированных уроков. С учителем физики в 8 классе мы проводим урок по теме «Объяснение электрических явлений с точки зрения теории строения атома», целью которого является повышение интереса к изучению естественных наук на примере интеграции физики и химии. При объяснении опытов по физике ребята используют знания строения атома, уже полученные в химии, тем самым открывая для себя тесную взаимосвязь предметов, их «проникновение» друг в друга.

Еще одним из способов интеграции естественных предметов является учебно-исследовательская деятельность школьников под руководством преподавателя. Химия очень связана с биологией, физикой, географией, математикой. Существует множество тем исследовательских работ, где ребенок волей-неволей углубляется в другие естественные науки для выяснения деталей своей работы, или даже в гуманитарные науки (литература, история).

Я давно занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью по химии, вот примеры работ, которые являются интегрированными, они были представлены не только на школьной конференции «Эрудит», но и за пределами гимназии:

  1. Исследование некоторых физико-химических показателей молока (биология, физика).

  2. Металлы — биогены (биология).

  3. Исследование шоколада (физика, биология).

  4. Анализ качества воды (биология).

  5. Коррозия металлов (физика).

  6. Получение мыла в домашних условиях (природоведение, история, география).

  7. Этимология названий некоторых химических элементов (литература, история).

И наконец в рамках предметной декады в нашей гимназии проходит внеклассное мероприятие - межпредметная игра «Знатоки» с элементами интеграции таких наук, как физика, химия и биология. В ней принимают участие учащиеся 7-11 классов, заранее формируются три разновозрастные команды, которые и соревнуются в актовом зале при большом количестве зрителей-учащихся, родителей, учителей. В форме телевизионной «Своей игры» учащимся предоставляется право отвечать на вопросы как по отдельным дисциплинам, так и на интегрированные вопросы (например, «БИ+ФИ»: «Заяц, спасаясь от собаки,делает резкий прыжок в сторону, когда собака готова схватить его зубами. Почему собаке трудно поймать зайца?» и другие). Также проходит игра со зрителями, финальная игра.

Хочется отметить, что игра «Знатоки» является традиционной, проходит уже несколько лет, ее очень любят учащиеся, всегда есть конкуренция в выборе участников. Очень приятно читать отзывы родителей, ребят об этом мероприятии. Но наша главная цель — показать старшеклассникам взаимосвязь всех наук, необходимость их изучения, показать значимость и величие классических естественных наук.

Категория: Мои статьи | Добавил: mgolenda (08.03.2016)
Просмотров: 263 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar